Пройдя через стеклянную дверь даже в самый солнечный день вы сразу окажетесь в полумраке фоей. Здесь находятся кинокасса, маленький магазинчик с книгами по истории кино и хипстерсое (а какое же еще) кафе. Если перед тем как войти вы подумали: «Венский музей кино, что мне тут делать без знания языка», то плакаты ГОСКИНО с рекламой фильмов Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» и сразу снимут возможную неловкость. Они напомнят, что кино — не зря «самое важное из всех искусств», ведь визуальное восприятие сильнее прочих у большинства людей. А уж фильмы, что показываются здесь, большей частью понятны и без перевода. Да и кино на русском, как вы уже поняли, тут не редкость.
Я же отправилась на показ раннего эротического кино венской студии «Сатурн», которая первой в Австрии наладила выпуск «очень пикантных фильмов для вечернего просмотра для мужчин». С самого рождения кинематографа французские творцы снабжали публику подобной продукцией, а в 1906 венский фотограф Йохан Шварц решил, что пора перенимать эстафету и выводить жанр на новый уровень, что означало — раздеть моделей.
Самые популярные сюжеты — купание и переодевание. Зритель подглядывает, иногда через рамку экрана, иногда глазами персонажа фильма, такого «референц-подглядывателя» — полицейского, прохожего, рыбака. Длина фильмов от 20 метров, т. е. буквально просто чтобы «картинка ожила» и потрясла прелестями. Не возможно не вспомнить бессмертных (и не очень) «Дам за туалетом», «Сусанну со старцами», «Купающуюся Диану» и прочих красоток, с шестнадцатого века занимающих прочные позиции на рынке. Патриция Фортини Браун, исследовательница венецианского искусства и быта, утверждает, что бОльшая часть полуобнаженных портретов, типа «Лауры» Джорджоне, были ни чем иным, как рекламными плакатами веселых девиц порядка выше среднего. «Лукреции» и «Клеопатры», надо отметить, не были адаптированы эротической индустрией начала двадцатого века, оно и понятно, кино больше, чем прочие искусства, ориентируется на вкусы массовой аудитории, а эротическое самоубийство — это, согласитесь, сюжет очень на любителя.
В эпоху стриминговых сервисов разной степени легальности кажется, что все можно найти и посмотреть в интернете, но, конечно, это не так и масса шедевров, да и просто интересных вещей всё еще доступны исключительно офлайн, в мире целлулоидной пленки. И венский Музей кино с его уютным залом и расслабляющий атмосферой кафе и магазина — одно из удивительных и редких мест аналоговой и такой волшебной реальности.
Юлия Абрамова
Официальный сайт Австрийского Музея кино