Канонический вид Вены из Бельведера

1

Первое известное изображение Вены вы найдете на старом алтаре «Шотландского» бенедиктинского монастыря на Шоттетплатц. Неизвестный сегодня художник изобразил как Мария и Иосиф бегут от царя Ирода в Египет (смотрите как развивается одежда Иосифа) и по пути они проезжают Вену.

1 из 3
Вид алтаря шотландского монастыря в музее монастыря, с. 1470. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018
Вид алтаря шотландского монастыря в музее монастыря, с. 1470. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018
Это довольно распространенная практика помещения библейских событий в знакомый контекст, отсюда и избиение младенцев в фламандской деревне у Брейгеля и негроидные черты святого семейства на эфиопских иконах. Верующим была чужда тяга к реализму Мэла Гибсона, снявшему «Страсти Христовы» на арамейском или ирония Марка Твена, пытавшемуся в «Чудаках за границей» определить национальность Иисуса по алтарным изображения в разных странах. Суть христианского учения как раз в преодолении географических рамок. Спаситель принес благую весть каждому, вне зависимости от прописки. И поэтому присутствие Вены на алтаре вполне легитимно для прихожанина 15 века. А у нас, благодаря этому, есть первое изображение любимого города в целостности его окружения — холмов Леополдсберг, Каленберг, Бизамберг, и примечательных архитектурных строений — Штефансдом, Доминиканский монастырь, Михаелькирхе.

Неизвестный художник Снятие осады в Вены в 1683 году. Фото: Музей военной истории
Неизвестный художник "Снятие осады в Вены в 1683 году". Фото: Музей военной истории

Целиком город видно на картинах, показывающих битву за Вену 12 сентября 1683 года, когда союзные войска под предводительством Яна Собеского сняли осаду Вены. Как например на этой картине другого неизвестного автора из Музея военной истории. Смотрите, войско как раз ринулось с горы Каленберг в сторону Вены с силуэтами её церквей.

Бернардо Беллотто (по прозвищу Каналлетто) Вид Вены из Бельведера, 1669-1670. Музей истории искусства. Фото: Wikimedia Commons
Бернардо Беллотто (по прозвищу Каналлетто) "Вид Вены из Бельведера", 1669-1670. Музей истории искусства. Фото: Wikimedia Commons

Но, конечно и безусловно, главный вид Вены написал Бернардо Беллотто по прозвищу «Каналлетто» в 1759—1760 гг. И на этой картине Вена и есть главный персонаж. Вообще-то, в это время в Европе не было ни одного приличного монарха или просто владетельного человека, кому Белотто не нарисовал бы милые сердцу и полезные для имиджа виды городов и поместий. Эта картина «Вид Вены из Бельведера» — лишь одна из серии работ, сделанных художником для Марии Терезии. Но она оказалась и самой влиятельной, т. к. её влияние при желании можно измерить не только в эфемерных эмоциях, а и в потеряных деньгах инвесторов в высотную недвижимость. Ведь именно эта картина стала бюрократической основой для утверждения или отмены строительных проектов в Вене, как, например был «зарублен» проект вокзала Митте архитектурного бюро Ortner & Ortner. Архитекторы хоть и выиграли конкурс, но, из-за протестов общественности, пришлось назначить новый конкурс и формализовать планировочные требования.

План города Вена с обозначением зрительных перспектив https://www.wien.gv.at/kultur/kulturgut/architektur/sichtbeziehungen.html
План города Вена с обозначением зрительных перспектив https://www.wien.gv.at/kultur/kulturgut/architektur/sichtbeziehungen.html
Посмотрите на этот план города Вены — здесь указаны визуальные оси города и материальная база для них — «вид Каналлетто». Он совершенно официально лежит в основе строительных нормативов и любое покушение на них сразу выводит протестующих на улицы. Конечно, жизнь вносит свои коррективы и сегодняшний вид из Бельведера в деталях отличается от вида середины восемнадцатого века, венцы вовсе не хотят жить в музее. Но чувство принадлежности к городу с определенным лицом очень сильно в Вене. Жители города готовы отказаться от экономических выгод в пользу четкой визуальной идентичности, главной иконой которой и является «Вид Вены из Бельведера» художника Беллотто.

1 из 2
Вид с верхнего этажа дворца Бельведер. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018
Вид с верхнего этажа дворца Бельведер. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018
Вариации этого вида в исполнении художников и фотографов, профессионалов и любителей неисчислимы и они встречаются в музеях, на открытках и в рекламе. Но я вас уверяю, самый прекрасный из них, тот, что вы видите своими глазами.

Юлия Абрамова, 23 января 2018

Картину «Вид Канналлето» можно увидеть в Музее истории искусства (Maria-Theresien-Platz, 1010 Wien)
Сам вид от фасада дворца Бельведер, но ещё лучше из окон верхнего этажа дворца (Prinz Eugen-Straße 27, 1030 Wien)
Вид с алтаря «Шоттерклостер» вы найдете в Музее монастыря (Freyung 6, 1010 Wien)
Вид со снятием осады в Музее военной истории (Arsenal Objekt 1, 1030 Wien)

Комментарии
[ 0,07321 ] / [ 73 ] / [ 0,05200 ]